Форум » РККА » РККА » Ответить

РККА

BIG-MAX: Привет народ лесной затейливый создали мы Военно-исторический Клуб “ Волховский рубеж ” увлекающихся военной историей людей и занимающийся реконструкцией: •Второй Мировой войны 1939-1945 в форме частей РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия) и НКВД (Народный Комиссариат Внутренних Дел) Собираемся 9-го выйти город в форме РККА образца 1939 года присоединяйтесь если есть желание с уважением "парашютист" Иванов Максим Владимирович P.S. как снами связаться отпишу чуть позже

Ответов - 205, стр: 1 2 3 4 5 6 All

mikola: штурмгевер

mikola:

mikola: СС не сдается...


mikola:

BIG-MAX: респект классные фото а кто это (родственник?)знаеш

mikola: вопрос не понят... если ты про фотки, то никого из знакомых на фотках нет

mikola: да из сети все, что сам скачал что у знакомых нарезал, диски с фотками не покупаю..

BIG-MAX: молодец продолжай в том же духе

Keto: Про Гастелло, Зою и пр.: я так думаю, что бред это, судить да рядить кто был первым и что именно было. Если Матросов был не первым, если задержал собою огонь совсем ненадолго - это его подвига не умаляет. Если панфиловцы тех слов от Клочкова не слышали - все равно бой был. Все равно были живые люди, их боль, их надежда, их мужество. Пионерам мы так и говорим...

schaman: Битва за Берлин..Хроника, Трафик!!!!! По частям http://www.youtube.com/watch?v=Rg_ndWU_vRI http://www.youtube.com/watch?v=j-K7b8sAH1w http://www.youtube.com/watch?v=8gx9fI2mc7Q http://www.youtube.com/watch?v=8LXBDKKpLxw http://www.youtube.com/watch?v=EUBDaAB6glM

mikola: штанишки явно не советского производства

mikola: еще любители немецкого холодняка..

mikola: легендарная бмвха на службе в ркка - прообраз будущего урала

mikola:

mikola: партизаны поближе, зарубка делается парадным кинжалом сс,са

mikola: еще ремень..

mikola: редкий бергман..

mikola: цельтбан..

BIG-MAX: Об одной малоисследованной операции Генерал-полковник в отставке М. ХОЗИН По Великой Отечественной войне опубликовано немало работ. Но некоторые события еще слабо освещены в нашей литературе. В настоящей статье мне бы хотелось остановиться на одном из таких событий (Автор статьи генерал М. С. Хозин с октября 1941 по июнь 1942 года был командующим Ленинградским фронтом, а в период с 23 апреля по 9 июня одновременно и командующим Волховской оперативной группой Ленинградского фронта). Осенью 1941 года под Ленинградом создалась крайне сложная обстановка. В результате прорыва немецко-фашистских войск к Ладожскому озеру и наступления противника с севера город был блокирован с суши, а 54-я армия Ленинградского фронта оказалась отрезанной от остальных его сил. Попытки войск Ленинградского фронта ликвидировать вклинившегося врага и деблокировать Ленинград успеха не имели. В это же время к востоку от реки Волхов действовали подчинявшиеся непосредственно Ставке ВГК 4-я и 52-я армии. Туда же направлялись Ставкой 26-я (2-я ударная) и 59-я армии. Для объединения усилий войск, действовавших к востоку от реки Волхов, Ставка Верховного Главнокомандования 17 декабря приняла решение о создании Волховского фронта. Это отвечало сложившейся обстановке. К тому времени стало совершенно ясно, что Ленинградский фронт самостоятельно не мог снять блокаду с Ленинграда. Директивой Ставки Верховного Главнокомандования от 17 декабря Волховскому фронту в составе 4, 59, 2-й ударной и 52-й армий ставилась задача перейти в общее наступление, имея целью разбить войска, оборонявшиеся, по западному берегу Волхова, и главными силами армий выйти на фронт ст. Любань, ст. Чолово. В дальнейшем наступать в северо-западном направлении, окружить противника под Ленинградом и во взаимодействии с войсками Ленинградского фронта окружить и пленить, а в случае отказа сдаться в плен, истребить его (см Директиву Ставки). В этот же день директивой Ставки Ленинградскому фронту было указано: активными действиями 42, 55, 8, 54-й армий и Приморской оперативной группы содействовать Волховскому фронту в разгроме врага, обороняющегося под Ленинградом, и в освобождении Ленинграда от блокады (см. Директиву Ставки). Карта 1. Задачи Волховскому и Ленинградскому фронтам по директиве Ставки от 17.12.1941 года Этими же директивами Ставка определила оперативное построение фронтов, состав и задачи армий: Во исполнение директивы Ставки командующий Волховским фронтом 6 января 1942 года издал свою директиву, в которой определил направление главного удара фронта (Сиверская, Волосово) и ближайшую задачу (прорвать оборонительные полосы противника на реках Волхов, Тигода, Равань и выйти на фронт Любань, Дубовик, Чолово). Наносившей главный удар 2-й ударной армии ставилась задача: прорвать оборонительную полосу противника по западному берегу Волхова и к исходу 19 январи 1942 года выйти главными силами на реку Кересть, в дальнейшем наступать в направлении Финев луг, станция Чаша, разъезд Низовский, частью сил обеспечить левый фланг со стороны станции Батецкая. Иметь в виду с выходом на железную дорогу Ленинград — станция Чолово поворот главных сил армии для удара на Лугу. Как известно, начавшееся наступление развивалось медленно, бои приняли тяжелый затяжной характер. В результате январских боев войска 54-й армии Ленинградского фронта продвинулись незначительно. Они вышли на фронт Пушечная, Лодва, станция Малукса, далее по железной дороге до станции Погостье, Посадников остров, поселок Нов. Кириши. Столь же ограниченными были и успехи войск Волховского фронта. За 15 дней его 59-я и 2-я ударная армии смогли продвинуться на 4—7 км. Фронт израсходовал вторые эшелоны армий, и развивать дальше наступление было нечем. Войска понесли большие потери, многие дивизии и бригады надо было выводить в резерв и пополнять. Танковые батальоны остались без танков, артиллерия израсходовала все боеприпасы. Таким образом, результаты пятнадцатидневного наступления были незначительны. В конце января — начале февраля войскам 2-й ударной и части сил 59-й армий удалось прорвать вражеский фронт и в течение февраля вклиниться на 75 км. 28 февраля Ставка Верховного Главнокомандования уточнила задачи 2-й ударной армии Волховского фронта и 54-й армии Ленинградского фронта. Эти армии должны наступать навстречу друг другу и соединиться в Любани с целью окружения и уничтожения любань-чудовсковской группировки, а по выполнении этой задачи наступать на Тосно и Сиверскую с целью ликвидации мгинской группировки и снятия блокады с Ленинграда. Эта директива означала, по существу отказ Ставки от своего первоначального замысла, изложенного в директиве от 17 декабря. Поняв, что для его выполнения не хватает ни сил, ни средств, Ставка предложила последовательно разгромить вначале любань-чудовскую, а затем уже мгинскую группировки. Будь такое решение принято вначале, т. е. при организации операции, возможно, и исход ее был бы другой. Но в конце февраля, когда последовала уточненная директива Ставки, положение изменилось, силы и средства оказались израсходованными, а Ставка, по условиям той обстановки, которая сложилась на всем советско-германском фронте, не могла дать необходимое для развития операции усиление. Поэтому наступление и в измененных направлениях также имело незначительные результаты. Продвижение 2-й ударной и 54-й армий захлебнулось, наши войска остановились, не дойдя до Любани 10—12 км. Не дало ощутимых результатов наступление Волховского фронта и 54-й армии Ленинградского фронта в марте и апреле 1942 года. Оно опять-таки протекало медленно, часто приостанавливалось из-за отсутствия резервов и материально-технических ресурсов (танки, боеприпасы, самоходная артиллерия и др.). Эти остановки-паузы были довольно значительны, причем происходили они разновременно для обоих фронтов. Ленинградский фронт, к примеру, израсходовав свои ресурсы, прекращал наступление, а Волховский, пополнившись людьми и материальными ресурсами, наоборот, приступал к его продолжению после паузы. Но вот начинает наступать 54-я армия Ленинградского фронта, а к этому времени войска Волховского фронта фактически уже остановились. Такая несогласованность действий фронтов была на руку противнику. Располагая автотранспортом и используя хорошую сеть дорог, он имел возможность маневрировать резервами, сосредоточивать силы на направлениях наших ударов и легко их парировать. У основания вклинения 2-й ударной армии враг прочно удерживал район Спасская Полисть, Любцы и контратаками с севера и юга вдоль железной дороги и шоссе Новгород—Чудове все время сужал пробитую в его фронте брешь. В результате этих контратак немецко-фашистскому командованию к 26 марта удалось соединить свою чудовскую и новгородскую группировки, создать внешний фронт по реке Полисть и внутренний фронт по реке Глушица. Таким образом, коммуникации 2-й ударной армии и нескольких соединений 59-й армии были прерваны. С этого момента началась трагедия для наших войск, практически оказавшихся в окружении. Ее можно было предотвратить, если бы наше командование более внимательно отнеслось к обеспечению флангов наступающей ударной группировки. Начавшиеся еще в феврале настойчивые контратаки противника, а также переброска его резервов в районы Спасская Полисть и Любцы давали возможность разгадать замысел врага, тем более что развитие прорыва в глубину со стороны наших войск затянулось. Для ликвидации войск, прервавших коммуникации 2-й ударной армии, решением командующего Волховским фронтом были привлечены 372-я стрелковая дивизия, 24-я и 58-я отдельные стрелковые бригады, 4-я и 24-я гвардейские стрелковые дивизии и 7-я танковая бригада под общим командованием генерала И. Т. Коровникова. Командующему 52-й армией генералу В. Ф. Яковлеву приказано было очистить дорогу Мясной Бор — Новая Кересть. Командующий фронтом просил у Ставки дать пополнение до 28 марта в количестве 12 тыс., а в период до 3 апреля — еще 10 тыс. человек. 30 марта командующий Волховским фронтом донес в Ставку, что ликвидация противника, прорвавшегося в стыке 59-й и 52-й армий, развивается успешно и что коммуникации 2-й ударной армии уже освобождены; в ближайшие два дня командование фронта намеревалось завершить разгром вражеской группировки, оборонявшейся к юго-западу от Спасской Полисти и восстановить положение на фронте 52-й армии в районе Земтицы. Однако это донесение не совсем точно отражало действительное положение. Прорыв-то был сделан, но его ширина не превышала 1,5—2 км. По такому узкому коридору только ночью могли двигаться небольшие группы солдат, отдельные орудия, повозки, используя колонный путь с жердевым настилом в болотистых местах. В свое время, когда в январе ширина прорыва достигала 8—10 км. для подвоза 2-й ударной армии всего необходимого и вывоза больных и раненых, а также эвакуации неисправной техники строилась узкоколейка. Закончить ее не успели, а затем в связи с развернувшимися здесь упорными боями было уничтожено и то, что сделали. 9 апреля 1942 года противник юго-западнее Спасской Полисти вновь продвинулся вперед и еще более сузил горловину. Таким образом, по существу коммуникация 2-й ударной армии восстановлена не была. В силу сложившейся обстановки для войск 2-й ударной армии и части соединений 59-й армии все приходилось подвозить транспортной авиацией. Было бы не совсем правильным, говоря о причинах неудач зимнего наступления 1941/42 года Волховского и Ленинградского фронтов, ссылаться только на Ставку. Эти неудачи во многом зависели и от командования фронтов, армий и соединений, подготовки штабов и войск. Организация и управление боевыми действиями со стороны штабов армий, дивизий были не на должной высоте. Так, в период боев в районе Красной Горки штаб 2-й ударной армии допустил грубые просчеты во времени на подготовку частей и соединений для боя, некоторые части и соединения получили боевые распоряжения на второй день после указанного им времени для выполнения боевой задачи, В период боев по освобождению коммуникаций 2-й ударной армии взаимодействие пехоты с артиллерией и танками было плохое, а управление боем со стороны командующих армиями и командиров дивизий не налажено. В боевых действиях войск Ленинградского фронта—55-й армии в наступлении на Тосно, 8-й армии при форсировании Невы у Невской Дубровки и 54-й армии при наступлении на Любань в районе ст. Погостье помимо указанных выше недочетов слабо применялись орудия прямой наводки для уничтожения огневых точек. Артиллерийская подготовка без надлежащей разведки и корректировки огня по целям была малоэффективна. Кроме того, резко сказывалась на наступлении наших, поиск недостаточная насыщенность их танками, отсутствие самоходной артиллерии и мизерное обеспечение гаубичной и пушечной артиллерии крупных калибров боеприпасами. Например, наступательные бои 55-й и 8-й армий обеспечивались главным образом огнем 76-мм полковых пушек обр.1927 года. Наша авиация была настолько слаба, что не только не могла поддерживать наступающие войска, но и по-настоящему прикрыть их от массовых налетов вражеских самолетов. Противник в дни интенсивных боев производил до 200—300 самолетовылетов группами по 20—30 самолетов. Помимо того, что мы несли потери, интенсивные воздушные налеты оказывали значительное моральное воздействие на наши войска, которые с появлением в воздухе вражеских самолетов прекращали всякое движение и прижимались к земле. Наступил апрель. Пришла весна. Кто бывал на северо-западе нашей страны, знает, что такое там распутица. Хороших мощеных дорог вообще немного, а в районе действий 2-й ударной и 54-й армий и того меньше, поэтому приходилось использовать грунтовые, проселочные дороги и сделанные войсками жердевки. ВВС фронта продолжали снабжать 2-ю ударную армию продовольствием, фуражом, боеприпасами и медикаментами. Погода и распутица неизбежно внесли свои коррективы в общий ход боевых действий. Хотя в сводках того времени и отмечалось, что 59-я армия вела бои с противником, занимающим район Спасская Полисть, нужный результат не был достигнут. По-моему, вряд ли вообще имели место бои в том смысле, как это принято понимать. Вероятнее всего, дело ограничивалось артиллерийской, ружейной и пулеметной перестрелкой. Если вспомнить, что речь идет о лесисто-болотистой местности, где солдаты и офицеры находились по пояс в воде, то трудно себе представить саму возможность более активных боевых действий... 21 апреля 1942 года меня пригласили в Ставку. Причиной вызова явилось то, что я неоднократно в разговорах по прямому проводу с ответственными лицами Ставки высказывал претензии по поводу того, что операция по снятию блокады с Ленинграда между Ленинградским и Волховским фронтами идет несогласованно, разрозненно, что противник, пользуясь этим, легко парирует наши удары. Я просил, чтобы Ставка более централизованно руководила Ленинградским и Волховским фронтами, направляя их усилия на решение главной задачи, и не только организовывала взаимодействие между фронтами, но и своевременно питала фронты людскими и материальными ресурсами. В итоге моего доклада в присутствии Б. М. Шапошникова, А. М. Василевского и некоторых членов ГКО И. В. Сталин предложил в целях лучшего взаимодействия войск объединить Ленинградский и Волховский фронты в единый фронт. Такое предложение явилось неожиданным не только для меня, но, как я понял, и для других присутствовавших. Дело прошлое, но мне представляется, что в первый момент никто из нас глубоко не мог продумать, насколько оно было приемлемо. Впоследствии жизнь показала нецелесообразность этого решения. Но тогда ни я, ни кто другой не возразили, да и вообще в то время при колоссальном авторитете, которым пользовался Сталин, вряд ли кто мог возразить. В тот же день поздно ночью была подписана директива, в которой Ставка Верховного Главнокомандования приказывала: 1. С 24 часов 23 апреля 1942 года объединить Ленинградский и Волховский фронты в единый — Ленинградский фронт в составе двух групп: а) группы войск ленинградского направления (23, 42, 55-я армии, Приморская и Невская группа войск); б) группы войск Волховского направления (8, 54, 4, 2-я ударная, 59-я и 52-я армии, 4-й и 6-й гвардейские корпуса и 13-й кавалерийский корпус). 2. Командующим Ленинградским фронтом назначить генерал-лейтенанта Хозина, возложить на него и командование группой войск Волховского направления. Одновременно мне устно было приказано разработать план вывода 2-й ударной армии из мешка, в котором она в это время оказалась. Довольно скоро нам пришлось убедиться, что в результате объединения фронтов дело не только не улучшилось, а, наоборот, ухудшилось. Управление войсками двух фронтов крайне осложнилось, что не могло не сказаться на действиях войск. Прибыв в Малую Вишеру в штаб Волховского фронта, с указанной директивой, и вступив в командование Волховской группой, я начал изучать обстановку. Ничего утешительного не было. Прямо надо сказать, обстановка была очень тяжелой, 2-я ударная армия и часть соединений 59-й армии, которые вели борьбу с противником, занимавшим выступ у Спасской Полисти с западной стороны, фактически находились в окружении. В окружении оказались 4, 19 и 24-я гвардейские стрелковые дивизии, 378, 267, 259, 191. 46, 327, 328, 305-я стрелковые дивизии. 13-й кавалерийский корпус (87, 25 и 80-я кавдивизии), 57, 53, 59, 22 и 25-я отд. стрелковые бригады. В результате изнурительных боев, которые продолжались три с половиной месяца, войска Волховского фронта, особенно 2-й ударной и 59-й армий, морально устали, понесли большие потери и не выполнили возложенной на них задачи. Многие соединения имели до 60—70 % некомплект в живой силе. Танковые бригады и отдельные танковые батальоны остались без танков, артиллерия — без боеприпасов. Этим и объясняется, прежде всего, тот факт, что соединения 59-й армии не смогли ликвидировать выступ у Спасской Полисти, обороняемый одной только 61-й пехотной дивизией противника. Немецко-фашистское командование, прочно владея районом Спасской Полисти и выступом юго-западнее этого пункта, а также районом Любцы, все время угрожало прервать проход шириной 1,5—2 км в районе Мясного Бора. Наступившая весна окончательно испортила имевшийся здесь колонный путь. Поэтому наземный транспорт доставлял продовольствие, фураж, боеприпасы в мизерных дозах, не обеспечивавших войска двух армий, действовавших в горловине и в мешке. Изучив обстановку, Военный совет фронта доложил И. В. Сталину, что пока мы не освободили Спасскую Полисть, пока не будут восстановлены коммуникации 2-й ударной армии, всякое развитие ее операции на Любань будет сдерживаться оглядкой на узкий проход между Спасской Полистью и Мясным Бором. В соответствии с этим основным выводом из оценки обстановки и полученными устными указаниями Ставки о выводе 2-й ударной армии из мешка Военный совет Ленинградского фронта и Волховской группы 30 апреля приказал 2-й ударной армии перейти к оборине, прочно обеспечить направления: Пятница, Кривино, Вдицко, Апраксин Бор, Ручьи, Сустье, Донец, оз. Тигода; платформа Еглино, Дубовик, Финев Луг, 13-й кавалерийский корпус к 4 мая вывести в район Поддубье, Финев Луг, Вдицко, где он поступает в резерв фронта. 191-ю и 259-ю стрелковые дивизии, 442-й артиллерийский полк к исходу 3 мая сосредоточить в район Ольховки, где эти соединения перейдут в подчинение 59-й армии. Командующему этой армией было приказано продолжать операцию по освобождению района Спасской Полисти, а по выполнении задачи подготовить к выводу в резерв фронта 4-ю гвардейскую и 372-ю стрелковые дивизии, 7-ю отдельную танковую бригаду и в армейский резерв—24-ю и 58-ю стрелковые бригады. Таким образом, командование фронта предусматривало еще до начала операции по выводу 2-й ударной армии из мешка последовательно вывести через проход 13-й кавалерийский корпус, четыре стрелковые дивизии и 7-ю отдельную танковую бригаду, всех раненых и больных воинов, а также то, что не нужно войскам из тыловых учреждений. Все это впоследствии было осуществлено. 12 мая 1942 года Военный совет фронта вновь обстоятельно доложил Ставке, что противник за последнее время усилил свои группировки в районе Спасская Полисть и севернее Любцы, перебросив в эти районы 121-ю и 61-ю пехотные дивизии. Не подлежит сомнению, что он ведет подготовку к соединению своих чудовской и новгородской группировок. 59-я армия задачи по освобождению района Спасской Полисти не выполнила. Основная причина—большой некомплект в частях и соединениях, отсутствие танков и резервов. В сложившейся обстановке в горловине (фактически на стыке 59-й и 52-й армий) дальнейшее ведение наступательных операций 2-й ударной, 59-й и 52-й армий из-за необеспеченности материальными ресурсами и живой силой стало весьма опасным. Наступила пора, когда нужно было переключить все внимание на то, чтобы спасти 2-ю ударную армию. Мы считали, что для этого необходимо было подготовить нанесение мощного удара с востока навстречу выходящим войскам 2-й ударной армии, развернув на фронте Спасская Полисть, Мостки, Мясной Бор, Любцы четыре-пять стрелковых дивизий, две-три танковые бригады, четыре-пять отдельных танковых батальонов, а во втором эшелоне иметь две-три стрелковые бригады. Такое количество соединений в составе Волховской группы было. Но все они остро нуждались в пополнении людьми, в них уже почти не оставалось танков, не имелось артиллерийских боеприпасов. На наш запрос по этому поводу Ставка ответила, что удовлетворить заявки фронта и группы нет возможности. Все, на что мы могли рассчитывать,- это танки на пополнение одной танковой бригады, некоторое количество маршевых рот (сколько, точно сейчас не помню) и примерно до 1 боекомплекта боеприпасов. Но это далеко не обеспечивало укомплектование хотя бы до 50 % штатного состава частей и соединений, предназначенных для нанесения улара с востока навстречу выходящим частям и соединениям 2-й ударной армии. 12 мая в штаб фронта и группы были вызваны начальник штаба и член Военного совета 2-й ударной армии для ознакомления с порядком отхода 2-й ударной армии, предусмотренным решением командующего фронтом и группой (см. схему 2). Основным рубежом, который надо было занять и прочно удерживать до тех пор, пока ударная группировка 2-й ударной армии и 59-й армии пробьют бреши и соединятся между собой, должен быть рубеж река Равань, Вдицко, станция Рогавка, озеро Тигода. Убедившись, что начальник штаба и член Военного совета 2-й ударной армии поняли замысел отхода и вывода из окружения, мы отпустили их, и они на самолете вылетели в армию. Долгое время директива Ставки на вывод 2-й ударной армии к нам не поступала. Наконец, 21 мая в 17.20 она была получена. В ней говорилось: 1. Ближайшими задачами для войск Волховской группы Ленинградского фронта иметь: а) прочную оборону па фронте 54-й и 8-й армий с тем, чтобы не допустить прорыва противника со стороны Мги на Волхов. б) не позднее 1 июня 1942 года очистить от противника восточный берег реки Волхов в районе Кириши, Грузино. Подготовку этих операций и обеспечение их в огневом отношении взять лично на себя. в) отвод войск 2-й ударной армии с тем, чтобы, прочно прикрывшись на рубеже Ольховское, оз. Тигода с запада, ударом главных сил 2-й ударной армии с запада, с одновременным ударом 59-й армии с востока уничтожить противника в выступе Приютино, Спасская Полисть... 2. По ликвидации противника в районе Кириши, Грузино и в выступе Приютино, Спасская Полисть основными задачами войск Волховской группы иметь: а) силами 54-й и 8-й армий прочное прикрытие мгинского и любаньского направлений, не допустив удара противника на Волхов и далее на Лодейное поле. б) силами 4-й армии прочную оборону непосредственно на восточном берегу реки Волхов на участке Кириши, Грузино, не допустить попыток противника форсировать реку Волхов и нанести удар в направлении Будогощь, Тихвин. в) силами 59-й, 2-й ударной армий и правым крылом 52-й армии прочно обеспечить за собой плацдарм на западном берегу реки Волхов в районе Спасская Полисть, Мясной Бор, Земтицы, ленинградские железную дорогу и шоссе с тем, чтобы не допустить соединения по этим дорогам новгородской и чудской группировок противника и восстановления железной дороги Новгород—Ленинград... 4. В целях удобства управления после ликвидации противника в районе Спасской Полисти реорганизовать Волховскую группу войск, создав из нее две группы: Ладожскую — в составе 54-й и 8-й армий на фронте от Ладожского озера до р. Волхов у Кириши и Волховскую — в составе 4, 59, 2-й ударной и 52-й армий на фронте Кириши, Грузино, Спасская Полисть, Земтицы и далее по реке Волхов до озера Ильмень... Военный совет и штаб Ленинградского фронта от непосредственного командования войсками Волховской группы освободить. Итак, по этой директиве весь Ленинградский фронт и его обе группы (Ленинградская и Волховская) переходили к обороне. Из-за отсутствия людских и материальных ресурсов Ставка временно отказалась от активных действий по снятию блокады с Ленинграда. Ставка поняла, что с объединением войск Ленинградского и Волховского фронтов в один Ленинградский фронт была допущена ошибка, которая создала трудности управления для командующего фронтом и его штаба. Пункт директивы о разделении Волховской группы на две был попыткой исправить создавшееся положение. Впоследствии, в июне, было принято правильное решение о разъединении Ленинградского фронта на Ленинградский и Волховский. Теперь посмотрим, как же развертывались события на фронте 2-й ударной армии после всех отданных распоряжений. К 16 мая 1942 года, когда дороги и колонные пути подсохли, из “мешка” были выведены 13-й кавалерийский корпус, 24-я и 58-я стрелковые бригады, 4-я и 24-я гвардейские, 378-я стрелковая дивизии, 7-я гвардейская и 29-я танковые бригады. К 1 июня были дополнительно выведены 181-я и 328-я стрелковые дивизии, артполк РГК армейского типа, вывезены все раненые воины и эвакуировано излишнее имущество. 2-я ударная армия во исполнение директивы фронта 24 мая начала отход на первый рубеж: среднее течение реки Тигода, Дубовик, Остров. 28 мая 92-я, 327-я стрелковые дивизии, 22-я и 23-я стрелковые бригады вышли и заняли основной рубеж обороны Ручьи, река Равань, Вдицко, станция Рогавка, оз. Тигода. Остальные силы 2-й ударной армии продолжали выходить в исходный район севернее Новой Керести для удара навстречу 59-й армии. Встречный удар 59-й и 2-й ударной армий был назначен на 5 июня. Однако 30 мая гитлеровцы, заметив наш отход, перешли в наступление, нанося удары вдоль железной дороги и шоссе Новгород—Чудово с севера и с юга. Оно поддерживалось массированными действиями авиации. До 5 июня войска медленно продвигались, сужая проход в стыке 59-й и 52-й армий. 5 июня в 2 часа ночи ударные группы 59-й и 2-й ударной армий перешли в наступление. К 12 часам дня ударная группа 59-й армии вышла на восточный берег реки Полисть. 2-я ударная армия из-за плохой организации боя своей задачи не выполнила. Враг своим наступлением вдоль железной дороги Ленинград—Новгород внес дезорганизацию в управление ее войсками. Он прорвал оборону войск 2-й ударной армии, занимавших рубеж Ручьи, Вдицко, станция Рогавка, и, заняв Финев Луг, стал угрожать тылу ударной группы армии, находившейся в районе севернее Новой Керести. Командующий фронтом приказал остановить противника, прорвавшегося в район Финев Луг, и восстановить там положение, привести части и соединения ударной группы армии в порядок, тщательно организовать взаимодействие и 6 июня выполнить поставленную задачу. 6 июня с утра немецко-фашистские войска возобновили наступление и окончательно закрыли проход в стыке 59-й и 52-й армий. В окружении остались части семи стрелковых дивизий и шести стрелковых бригад общей численностью до 18—20 тыс. человек. О случившемся было немедленно доложено в Ставку. Последовала смена командования. Командующим вновь был назначен генерал К. А. Мерецков. С ним прибыл представитель Ставки генерал А. М. Василевский. В дальнейшем события развертывались примерно так, как они описаны в воспоминаниях Маршала Советского Союза тов. Мерецкова. Из документов того периода видно, что 19 июня 46-й стрелковой дивизии, 25-й и 57-й отдельным стрелковым бригадам 2-й ударной армии удалось сблизиться с передовыми частями 25-й кавалерийской дивизии 59-й армии, но развить успех они не смогли, И только 21 июня совместными ударами 59-й и 2-й ударной армий удалось разорвать кольцо окружения на ширину около 1 км. В образовавшийся проход к 20 часам 22 июня вышло из окружения около 6000 человек. 24 июня связь со штабом 2-й ударной армии прервалась. Противник вновь прорвал фронт на основном рубеже ее обороны в районе Финева Луга и начал развивать наступление вдоль железной дороги и узкоколейки в направлении на Новую Кересть. С 9.30 25 июня выход из окружения прекратился. Связь со штабом 2-й ударной армии восстановить не удалось. Комиссар батальона связи штаба армии, вышедший из окружения, доложил, что он видел командующего 2-й ударной армией на подходе к реке Полисть, где их группа расчленилась. Впоследствии мы узнали, что бывший командующий 2-й ударной армией генерал Власов сдался в плен. стал предателем и активным пособником фашистов. Не исключено, что его действия как командующего армией, отличавшиеся неорганизованностью и приведшие к потере управления войсками, не были случайны. Карта 2. Решение командующего Волховской группой войск на вывод из окружения 2-й ударной армии. На 28 июля из окружения вышло 9322 человека, в том числе старшего и среднего комсостава 370 человек, старшего и среднего политсостава 83 человека, младшего комсостава 386 человек. Примерно 8—10 тыс. бойцов, командиров и политработников 2-й ударной армии так и не сумели пробиться сквозь вражеское кольцо. В заключение я позволю себе сделать некоторые выводы о причинах неудач наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов зимой 1941/42 года. Одной из основных, безусловно, было общее тяжелое состояние, в котором оказалась наша страна и Вооруженные Силы в результате поражений, постигших нас в летне-осенней кампании. Враг подошел к Москве, занял Украину, Крым и Донбасс, захватил важные в экономическом и стратегическом отношении районы страны. Военное производство резко сократилось, на фронте было очень мало танков и авиации, не хватало боеприпасов, горючего и даже стрелкового вооружения. Тяжелая обстановка вынуждала вводить в действие резервные соединения и части недостаточно обученными и сколоченными. Объективно рассуждая о деятельности Верховного Главнокомандования в ходе зимней кампании 1941/42 года), надо сказать, что оно оказалось в очень трудном положении: нужно было отбросить вражеские войска от Москвы, освободить от блокады Ленинград, не допустить прорыва гитлеровцев на Кавказ. Верховное Главнокомандование, собрав резервы, нанесло удар по немецко-фашистским войскам на решающем направлении в битве под Москвой. В тяжелых условиях оно предприняло контрнаступление под Тихвином и Волховстроем, которое закончилось разгромам противника и не дало ему возможности выйти на реку Свирь и соединиться с финской армией. Но, несмотря на этот, довольно крупный успех, прорвать блокаду Ленинграда без привлечения сюда значительных сил с других фронтов и резервов Ставки было невозможно. Ведь враг был в то время в зените своего могущества. Помимо этой главной причины сказывались имевшиеся крупные недочеты в организации войск и оперативно-тактической подготовке командного состава, штабов и войск. Большие потери, которые мы понесли в первые месяцы войны, сокращение военного производства в связи с перебазированием промышленности из западных и южных районов на восток привели к тому, что создаваемые новые формирования оказались без достаточного количества артиллерии, минометов, танков и других технических средств борьбы. Это вынудило Верховное Командование частично отказаться от формирования стрелковых, моторизованных, танковых дивизий. Вместо них создавались отдельные стрелковые, танковые бригады и отдельные танковые батальоны двухротного состава (20 танков). Большим минусом в организации войск было отсутствие самоходной артиллерии. Упразднение корпусного звена осложнило управление войсками со стороны командующих армиями. В состав армии, действовавшей на главном направлении, входило до 10-15 различных соединений (дивизий, бригад). Командующему армией и его штабу при таком большом количестве подчиненных соединений было крайне сложно и практически почти невозможно побывать во всех дивизиях и бригадах и организовать взаимодействие. В оперативном руководстве войсками также имели место существенные промахи. В такой серьезной операции, как снятие блокады с Ленинграда, при наличии столь сильного и организованного противника, каким в то время была немецко-фашистская армия, выполнявшие главную задачу в этой операции войска Волховского фронта имели оперативное построение в один эшелон без сильных фронтовых резервов. В оперативном построении фронта и армий никаких групп развития прорыва не было. 13-й кавалерийский корпус генерала Н. И. Гусева был передан в подчинение 2-й ударной армии и использовался как стрелковое соединение. При таком оперативном построении фронт не мог наращивать удары и парировать контрудары. Малая насыщенность боевых порядков частей и соединений танками (3—4 танка та 1 км фронта) и недостаточная плотность артиллерийского огня сказывались на темпах наступления. С 13 января по 20 апреля войска Волховского фронта продвинулись на 75 км, а 54-я армия Ленинградского фронта — на 20—25 км. Большим недостатком при организации и ведении наступательной операции Волховским фронтом явилось слабое обеспечение флангов ударной группировки 2-й ударной армии, что, в конечном счете, привело к катастрофе и провалу всей наступательной операции. Существенные, недостатки имелись и в тактической подготовке войск и командного состава. Они явились следствием того, что в первые месяцы войны наши кадровые войска понесли большие потери. Наспех созданные стрелковые части и соединения несли в боях большие потери, и если добывались успеха, то дорогой ценой. Наступательный бой войска вели неумело. Часто наступление заканчивалось взятием первой траншеи, так как ближний бой в траншеях и ходах сообщения солдаты вести не умели. Артиллерийское наступление еще не было освоено, взаимодействие внутри подразделений, частей и соединений между пехотой, артиллерией и танками не было налажено. Все, это вместе взятое, сказывалось на результатах боев, а следовательно, и всей операции. Только потом, в процессе войны, наши войска и командиры приобрели навыки ведения наступательного боя, научились побеждать.

BIG-MAX: есть варианты приобретения обмундирования РККА если есть желание обращайтесь

BIG-MAX: 7,62-мм ручной пулемет Дегтярева ДП (Дегтярев, пехотный) В годы Великой Отечественной войны основным образцом автоматического оружия огневой поддержки пехоты во взводном звене в Красной Армии являлся 7,62-мм ручной пулемет Дегтярева ДП (Дегтярев, пехотный), созданный в 1927г. Автоматика его работала по принципу отдачи пороховых газов из канала ствола, запирание осуществлялось разведением в стороны боевых личинок. Ударный механизм - ударникового типа, спусковой механизм рассчитан только на непрерывный огонь. Предохранитель автоматического типа, расположенный за спусковой скобой, служил одновременно его упором. Рационально решенная схема автоматики, значительно меньшие размеры ствольной коробки по сравнению с другими пулеметами того времени (что достигалось использованием скользящего затвора и прямой подачей патронов из магазина), достаточно продуманная Компоновка подвижной системы позволили сократить общую массу оружия. Дисковый магазин на 47 патронов (сначала их было 49, но это число пришлось уменьшить, чтобы повысить надежность работы магазина), имея большой мертвый вес (1,64 кг), неудобные формы и габариты, создавал определенные трудности при эксплуатации оружия. Таким образом, все достигнутые преимущества по массе самого пулемета были утрачены из-за чрезмерной тяжести магазина. ДП в боевом положении весил 11,3 кг, что для ручного пулемета избыточно. К положительным особенностям оружия относились простота устройства, на что повлияла оригинальная конструкция запирающего и ударно-спускового механизмов. Газовый регулятор в системе автоматики давал немалые преимущества при работе в условиях загрязнения, запыления, экстремальных температур. Прицельная стрельба велась из пулемета на расстоянии до 800 м. Боевое применение в годы войны выявило многочисленные конструктивные и производственные недостатки ДП. Так, из-за отсутствия рукоятки управления, при ведении огня боец не мог достаточно прочно удерживать пулемет на линии прицеливания. Автоматическим предохранителем было неудобно пользоваться при длительной стрельбе; возвратно-боевая пружина, расположенная рядом со стволом, нагревалась от него, что отрицательно сказывалось на ее свойствах; слабое крепление отъемных сошек приводило к их утере в походных условиях. В 1943 — 1944 гг. конструкция пулемета ДП была существенно усовершенствована: для повышения живучести возвратно-боевая пружина перенесена в заднюю часть ствольной коробки; упрочнены детали затвора; усовершенствован спусковой механизм — автоматический предохранитель заменен на флажковый; для повышения устойчивости оружия во время стрельбы введена пистолетная рукоятка и изменена форма приклада, а также смонтирована несъемная сошка, что позволило удобнее выравнивать оружие на местности. Модернизированный вариант пулемета Дегтярева в августе 1944 г. поступил на вооружение пехоты под обозначением ДПМ. Благодаря простоте устройства, надежности действия, меткости стрельбы и высокой маневренности, ДП/ДПМ с честью прошел суровые фронтовые испытания. Всего за четыре года войны советские оружейники передали фронту немногим более 700 000 ручных пулеметов ДП/ДПМ. Калибр 7,62 мм Длина общая 1266 мм Масса без боеприпасов 8,4 кг Скорострельность техническая 600 выст/ мин Емкость диска 47 патронов Начальная скорость пули 840 м/с Прицельная дальность стрельбы 1500 м

BIG-MAX: Губанову Из опыта управления воздушными десантами в годы войны Полковник в отставке Я. САМОЙЛЕНКО Основные положения по боевому применению воздушных десантов,в том числе и вопросы организации и осуществления управления ими, были разработаны до Великой Отечественной войны и закреплены в ряде руководящих документов. К ним, в частности, следует отнести Временный полевой устав Красной Армии 1936 года, Полевой устав Красной Армии 1940 года и проект Полевого устава Красной Армии 1941 года. Так, в проекте Полевого устава 1941 года подчеркивалось, что использование воздушных десантов требует: организации тщательной разведки районов выброски (высадки) и действий десанта; скрытности и внезапности применения; надежного обеспечения боевой авиацией транспортировки воздушного десанта и его последующих наземных действий; строгого учета времени, необходимого десанту на подготовку к операции и выполнение боевой задачи; организации надежной связи с выброшенным десантом. До выхода в свет этого устава считалось, что руководство воздушно-десантными соединениями и частями и планирование их боевого применения должны осуществлять командующий и штаб того фронта, в состав которого они входят. Это несколько снижало эффективность применения воздушно-десантных войск (ВДВ) в случае возникновения вооруженного конфликта. Поэтому до начала войны с фашистской Германией и в первые ее месяцы был принят ряд мер, направленных на повышение централизации руководства воздушно-десантными войсками. В июне 1941 года создается Управление ВДВ Советской Армии, которое в августе того же года преобразовывается в Управление командующего ВДВ. Приказом Народного комиссара обороны в начале сентября 1941 года учреждается должность командующего ВДВ. Им назначается генерал-майор В. А. Глазунов. Все соединения и части ВДВ выводятся из подчинения фронтов и передаются в непосредственное подчинение командующему ВДВ. Новые взгляды па использование воздушных десантов нашли отражение в изданных в 1941 году Положении о ВДВ и Руководстве по боевому применению воздушно-десантных войск Красной Армии. В этих документах указывалось, что ВДВ являются средством Верховного Главнокомандования. Для выполнения задач в тылу противника решением Ставки ВГК отдельные соединения и части ВДВ могли переподчиняться командующим войсками фронтов или использоваться централизованно под непосредственным руководством командующего ВДВ. Эти положения легли в основу деятельности командиров и штабов всех степеней в ходе организации управления воздушными десантами. Конкретные формы и способы управления последними зависели от целей и задач фронтовой операции, в интересах которой применялся воздушный десант; задач самого десанта; его состава; обстановки в районе предстоящих боевых действий и времени, отводимого на подготовку десанта к боевым действиям. Чтобы яснее представить, в чем же заключалось управление воздушными десантами в годы войны (в годы войны советское командование применяло более 50 воздушных десантов различного состава и предназначения), рассмотрим основные его вопросы, исходя главным образом из опыта Вяземской и Днепровской воздушно-десантных операций. Решение на применение оперативных воздушных десантов принимала Ставка ВГК. Так, решение на проведение Вяземской воздушно-десантной операции было ею принято в январе 1942 года. Задача командующему ВДВ генерал-майору В. А. Глазунову, вызванному в Ставку ВГК вместе с начальником штаба ВДВ генерал-майором авиации П. П. Ионовым и командующим ВВС генерал-лейтенантом авиации П. Ф. Жигаревым, была поставлена 15 января. Ему были указаны: цель воздушно-десантной операции, состав воздушного десанта, исходный район для десантирования и срок готовности к десантированию. Выполнение задачи возлагалось на 4-й воздушно-десантный корпус, передаваемый в оперативное подчинение командующего войсками Западного фронта. План воздушно-десантной операции был совместно разработан штабами ВДВ и ВВС к исходу 16 января. В плане указывались: цель, замысел и этапы операции; состав воздушного десанта, его численность и вооружение; состав авиации, привлекаемой для переброски десанта в тыл противника, прикрытия его в исходном районе для десантирования и в полете, а также поддержки в ходе боя в тылу противника; мероприятия по подготовке и ведению операции, их сроки и исполнители; вопросы организации пунктов управления и связи, а также материально-технического, медицинского и тылового обеспечения. Документ был подписан командующим, членом военного совета и начальником штаба ВДВ и утвержден командующим войсками Западного фронта. Штаб воздушного десанта в свою очередь совместно с командиром авиационно-транспортной группы отрабатывал план десантирования. Командование корпуса разработало план выброски разведывательно-диверсионных групп. Параллельно отдавались предварительные боевые распоряжения. К недостаткам планирования Вяземской воздушно-десантной операции следует отнести то, что в нем не принимал непосредственного участия штаб Западного фронта, в интересах которого применялся воздушный десант. Это привело к тому, что вопросы ведения боевых действий частями десанта и взаимодействия его с войсками фронта не нашли должного отражения в плане операции и были решены в общем виде, так как штаб ВДВ полными данными об обстановке в полосе наступления Западного фронта не располагал. Операцию предполагалось начать 21 января 1942 года. 17 января командующий ВДВ генерал-майор В. А. Глазунов отдал командиру 4-го воздушно-десантного корпуса полковнику А. Ф. Левашеву устное боевое распоряжение о сосредоточении 8, 9 и 214-й воздушно-десантных бригад соединения в районе Калуги в готовности к десантированию в тыл противника 21 января. Однако этот срок оказался нереальным. В связи с тем что разрушенный фашистами железнодорожный мост через Оку в районе города Алексин не был окончательно восстановлен, корпус к указанному числу не смог полностью сосредоточиться в исходном районе для десантирования, а тем более подготовиться к нему. Поэтому начало операции было перенесено на вечер 27 января. 24 января командир 4-го воздушно-десантного корпуса получил приказ командующего войсками Западного фронта генерала армии Г. К. Жукова, в котором указывалось: "Тов. Левашеву. Задача: 26—27.1 высадить корпус и занять рубежи согласно карте. Цель — отрезать отход противника на запад". Исходя из поставленной задачи и складывающейся на фронте обстановки, командир корпуса генерал-майор А. Ф. Левашев принял в 18 часов 26 января решение. Суть его сводилась к следующему: используя внезапность выброски, перерезать коммуникации противника между Вязьмой и Дорогобужем и не допустить подхода резервов врага с запада и отхода его частей на запад. Боевая задача до командиров подразделений была доведена за сутки до погрузки в самолеты. Личный состав был ознакомлен с ней в исходном районе для десантирования. При этом использовались специально подготовленные макеты местности предстоящих действий. Командиры подразделений добивались, чтобы каждый десантник глубоко понимал свою задачу и задачу своего подразделения, твердо знал, как он должен действовать в случае приземления в стороне от намеченного района, наизусть запомнил наименование населенных пунктов, характерные ориентиры и их взаимное расположение на местности. Все вопросы, связанные с десантированием, в звене корпус — бригада были согласованы со штабом транспортной авиации до начала десантирования. Примерно в таком же объеме и в такой же последовательности осуществлялась подготовка Днепровской воздушно-десантной операции. Решение на ее проведение было принято Ставкой ВГК 17 сентября 1943 года. Десанту ставилась задача захватить на западном берегу Днепра плацдарм в Букринской излучине и воспретить подход резервов противника с запада и юго-запада до выхода в этот район войск Воронежского фронта. Для ее выполнения из состава ВДВ в распоряжение командующего войсками Воронежского фронта были выделены 1, 3 и 5-я (часть сил) воздушно-десантные бригады, сведенные в воздушно-десантный корпус. Командиром вновь созданного соединения был назначен заместитель командующего воздушно-десантными войсками генерал-майор И. И. Затевахин. Штаб корпуса был сформирован из личного состава штаба ВДВ (в тыл противника ни командир, ни штаб не десантировались). План операции был разработан командованием ВДВ и штабом Воронежского фронта еще до сосредоточения войск в исходном районе для десантирования. В нем достаточно подробно, тщательно и конкретно с учетом опыта Вяземской десантной операции отражались вопросы взаимодействия десанта с наступающими стрелковыми войсками, артиллерией фронта и авиацией. В частности, намечались выброска с десантом артиллеристов-корректировщиков и выделение эскадрильи самолетов-корректировщиков для управления огнем артиллерии корпуса прорыва, поддерживавшего десант. Предполагалось выслать к командиру воздушного десанта оперативную группу от поддерживающей авиации. Большой раздел плана операции отводился авиационному обеспечению - воздушной разведке, авиационной подготовке района десантирования перед выброской парашютистов, прикрытию истребителями и поддержке боевых действий воздушного десанта. Авиационное обеспечение десантирования и боевых действий десанта осуществляла 2-я воздушная армия, которой командовал генерал-полковник авиации С. А. Красовский. Руководство авиационным обеспечением возлагалось на начальника штаба ВВС Советской Армии. В плане содержались подробные указания по организации противовоздушной обороны исходного района для десантирования, взаимодействия с партизанами, скрытного управления и оперативной маскировки. К плану воздушно-десантной операции прилагалась плановая таблица десантирования, подписанная командующим ВДВ и начальником штаба фронта. Командиры и штабы бригад в свою очередь разработали совместно с командиром транспортной авиагруппы таблицы десантирования бригад, утвержденные затем командующим ВДВ. 19 сентября 1943 года представитель Ставки ВГК Маршал Советского Союза Г. К. Жуков утвердил план операции, сделав ряд существенных замечаний. В соответствии с этим документом начало десантирования намечалось в ночь на 24 сентября. Задачи десанту ставил командующий войсками Воронежского фронта генерал армии Н. Ф. Ватутин. Сосредоточение войск и средств, выделенных для воздушно-десантной операции, в исходном районе для десантирования (Лебедин, Смородино, Богодухов) планировалось провести с 17 по 21 сентября, однако из-за большой загрузки железных дорог оно закончилось на трое суток позже. В середине дня 23 сентября находившийся на КП 40-й армии генерал армии Н. Ф. Ватутин через командующего ВДВ уточнил задачи воздушно-десантным бригадам. Командиры бригад приняли и объявили свое решение на десантирование и боевые действия только на следующий день, за полтора часа до посадки личного состава в самолеты. В результате у командиров батальонов и рот осталось весьма мало времени для доведения задачи подчиненным. Командиры взводов вынуждены были ставить задачу личному составу в полете, а командиры батальонов и рот не имели возможности уточнить вопросы взаимодействия внутри воздушного десанта и с другими родами войск, наметить план боя после приземления. Фактически они ограничивались только указаниями о районах выброски, сборе после приземления и рубеже, который предполагалось захватить и оборонять. Не проводились и предполетные занятия ни с офицерами, ни с личным составом. Бесспорно, все это, как показал ход операции, отрицательно сказалось на действиях подразделений в тылу противника. Таким образом, при подготовке воздушного десанта командиры всех степеней должны располагать достаточным временем для уяснения задачи, оценки обстановки, принятия решения, постановки боевых задач личному составу и организации взаимодействия. Одним из важных факторов в управлении воздушным десантом являлось определение наиболее выгодного времени выброски. Дело в том, что с момента принятия решения на использование десанта до начала практического его осуществления оперативная обстановка в районе выброски, как это было в Днепровской десантной операции, могла существенно измениться. Поэтому необходимо было постоянно иметь достоверные данные о противнике в районе десантирования и знать истинное положение наших войск, выполнявших общую с десантом задачу. В том случае, когда время выброски из-за неправильной оценки обстановки выбиралось неудачно, полностью поставленные задачи десант не выполнял. Например, в Днепровской воздушно-десантной операции к началу выброски в намеченный для нее район вошли крупные силы противника. Поэтому необходимость в воздушном десанте с целью воспрещения подхода резервов противника к Днепру, как это предусматривалось планом операции, практически отпала. Из вышесказанного видно, что в ходе подготовки десантной операции важная роль принадлежит разведке. Командование и штаб ВДВ стремились максимально использовать данные, полученные от партизан, воздушной разведки и разведуправления штаба фронта. Они ставили перед разведкой две задачи. Первая из них заключалась в тщательном изучении характера местности для определения наиболее выгодных путей выдвижения к объектам захвата и организации обороны в случае контратак противника. Второй являлось вскрытие группировки врага и своевременный учет изменений оперативной обстановки в районе десантирования и вблизи него. Это давало возможность командиру и штабу десанта правильно определить состав, время выброски и построение боевого порядка десанта, а также поставить боевые задачи частям и подразделениям. После приземления десанта разведка велась его собственными силами и средствами. Одной из важных задач управления воздушным десантом было руководство переброской его в тыл противника. Успешное ее решение зависело не только от умения командиров, но и ряда других факторов, а именно: скрытности сосредоточения десанта в исходном районе для десантирования и его прикрытия, количества выделенной авиации, мастерства летного состава, длительности рейсов, учета метеоусловий и др. Опыт показал, что при переброске десанта необходимо создавать из командования и офицеров штаба соединения не менее двух групп управления и транспортировать их в самолетах разных эшелонов бригад. Важное значение имело продуманное распределение радиосредств по самолетам. В противном случае эффективность управления войсками после приземления резко снижалась. Например, в Днепровской операции командир 3-й воздушно-десантной бригады, вылетая на одном самолете со своим начальником штаба, не взял с собой ни одной рации дальнего действия, в то время как на других самолетах находилось по 3-6 радиостанций с радистами. Естественно, что в этом случае ни о каком эффективном управлении не могло быть и речи. Большое внимание при планировании применения воздушных десантов уделялось созданию и размещению пунктов управления и организации связи. Обычно для проведения воздушно-десантной операции создавались КП командующего воздушно-десантными войсками и система командных пунктов в воздушном десанте. В Вяземской воздушно-десантной операции КП командующего был развернут в исходном районе для десантирования (180 км от района боевых действий десанта) совместно с командным пунктом командира авиационно-транспортной группы. На нем, кроме командующего, располагалась группа генералов и офицеров штаба ВДВ. Узел связи КП командующего ВДВ и КП командира авиационно-транспортной группы обеспечивал проводную связь с Генеральным штабом, со штабом ВДВ, с командиром и штабом воздушного десанта, а также с аэродромами, с которых осуществлялась переброска десанта в тыл противника. На этих аэродромах на КП командиров авиационных частей находились офицеры штаба ВДВ. Проводная связь дублировалась по радио. Командный пункт командира десанта в исходном районе размещался вблизи КП командующего ВДВ, а КП командиров воздушно-десантных бригад - развертывались на аэродромах, с которых они десантировались. Командные пункты командиров бригад совмещались с командными пунктами авиационных начальников. Здесь же в исходном районе был и радиоузел штаба ВДВ (радиостанции РАФ, РУК и 4 приемника) для связи со штабом воздушного десанта и его бригадами после высадки их в тыл противника. Кроме этого, радиосигналы и радиограммы, поступавшие от частей ВДВ, могли принимать также на узлах связи Западного фронта и ВВС в Москве. Кодировку карт, позывные командного состава и другие документы по скрытному управлению были доведены штабом ВДВ до штаба воздушного десанта в исходном районе для десантирования. Копии всех этих документов были высланы также в штаб Западного фронта. Состав КП всех звеньев формировался в ходе подготовки операции. В тыл противника командный пункт десанта десантировался обычно в составе главных сил последнего. Его личный состав, делившийся на две-три группы, и средства связи распределялись по нескольким самолетам. При этом группы комплектовались с учетом того, чтобы каждая была способна взять управление на себя. В ходе десантирования управление воздушными десантами в Вяземской (во время полета к месту десантирования самолет генерала А. Ф. Левашева был сбит и командование 4-м вдк было поручено начальнику штаба полковнику А. Ф. Казанкину.) и Днепровской воздушно-десантных операциях осуществлялось с командного пункта командующего ВДВ. Офицеры штаба ВДВ, следившие за готовностью подразделений и частей к посадке в самолеты, своевременным прибытием их к самолетам, вели учет количества и времени вылетов и совместно с авиационными начальниками вносили необходимые коррективы в план десантирования. Связь с самолетами при десантировании поддерживалась через аэродромные радиостанции. Для связи десанта с авиацией была разработана таблица сигналов, которые подавались днем с помощью условных знаков, выкладываемых полотнищами, ночью - посредством ракет и костров. Общее руководство ходом операции осуществлял командующий войсками фронта. Основным средством связи штаба фронта с десантом являлось радио и самолеты. Так, например, в Вяземской воздушно-десантной операции насчитывалось три канала связи штаба с десантом. Штаб фронта поддерживал связь со штабом 4-го воздушно-десантного корпуса по радиостанции типа РАФ (корпус имел радиостанцию "Север"). Радиоузел штаба ВДВ, находившийся в исходном районе для десантирования, принятые от десанта радиограммы в свою очередь передавал по телеграфу в штаб Западною фронта. Это увеличивало надежность связи десанта со штабом фронта и командующим ВДВ. Кроме связи со штабом 4-го воздушно-десантного корпуса, штаб Западного фронта имел непосредственную связь и со штабами всех воздушно-десантных бригад корпуса. При прекращении работы одного радиоканала продолжали действовать другие. Внутри воздушного десанта основным средством связи в бою также являлось радио до батальона и отдельных отрядов включительно. Наряду с этим широко использовались и проводные средства связи, офицеры связи, посыльные, а также личное общение командиров с подчиненными. Штаб воздушного десанта с бригадами имел связь по двум радиосетям. В радиосеть взаимодействия в Вяземской воздушно-десантной операции были включены радиостанции армий Западного фронта, в полосе наступления которых находился район боевых действий десанта. Управление соединениями и частями при наступлении командир корпуса осуществлял с командного пункта, который обычно располагался совместно с резервом корпуса, как можно ближе (в 4-5 км) к частям, наступающим на главном направлении. При ведении десантом оборонительного боя КП командира воздушно-десантного корпуса размещался ближе к центру района обороны также совместно с резервами. Удаление его от переднего края общего района обороны колебалось в пределах от 2 до 5-6 км. Командные пункты воздушно-десантных бригад как в обороне, так и в ходе наступления располагались на удалении 1-3 км от своих частей, ведущих боевые действия. Командные пункты в инженерном отношении оборудовались слабо. Но большое внимание уделялось их маскировке и охране, так как противник всегда стремился вскрыть места расположения пунктов управления десанта с целью их уничтожения. Это вынуждало командование десанта и отдельных его соединений часто перемещать КП. Так, за период боевых действий в тылу командные пункты 4-го воздушно-десантного корпуса и 9-й воздушно-десантной бригады 10 раз меняли места расположения, 214-й воздушно-десантной бригады - 8 раз. В целом связь в ходе боевых действий 4-го воздушно-десантного корпуса в тылу противника была устойчивой, управление им твердым и непрерывным. Начальник связи Западного фронта генерал Н. Д. Псурцев в одной из телеграмм на имя командира воздушного десанта сообщал: "Докладывая тов. Жукову о состоянии связи с Вами, я оценил ее для этих условий как отличную. Командующий приказал представить лучших командиров и радистов к правительственной награде". Таким образом, в годы Великой Отечественной войны характерными особенностями управления воздушными десантами являлись централизация руководства, организация тщательного планирования всех этапов воздушно-десантной операции, надежной связи между десантом и вышестоящими штабами и тесного взаимодействия его с наступающими стрелковыми войсками, авиацией и артиллерией. Опыт показал, что важное значение для эффективного управления воздушным десантом имеет также организация и ведение разведки противника, правильный выбор исходного района для десантирования и района выброски, своевременное прибытие войск и боевой техники в исходный район для десантирования и доведение боевой задачи до командиров и личного состава. Источник: "Военно-исторический журнал" № 12, 1979 г

BIG-MAX: Первые шаги "крылатой пехоты" Генерал-лейтенант Иван Иванович Лисов Трудными были первые шаги воинов "крылатой пехоты" — ведь они были первыми. Советские десантники не могли заимствовать какой-то опыт в зарубежных армиях, его не было и у нас. Помнится, как упорно приходилось работать в поисках методики совершения прыжков с парашютом с оружием и снаряжением, горячо спорить и искать верные пути в обучении личного состава тактическим действиям. Жизнь и учеба первых парашютистов-десантников проходила в поисках, в исследованиях, в конструировании техники и в ее испытании. В то же время, как и все другие воины Советской Армии, они находились в постоянной боевой готовности. Для нас — первых десантников — было еще много неизвестного и загадочного, и мы, как любые первооткрыватели, не были ограждены от ошибок и неудач. Наши первые инструкторы были горячими энтузиастами и пропагандистами парашюта, но они тоже не имели еще достаточного опыта. В воздухе нас ожидали различные неожиданности, из которых нужно было выходить самостоятельно, а иногда с помощью своих товарищей. Иначе — иначе не должно быть. Парашютист в воздухе, как сапер на земле, может ошибиться только раз. Вот несколько невыдуманных историй, свидетелем которых мне довелось быть. Свой первый прыжок с парашютом я совершил летом 1934 года в Белорусском военном округе при подготовке к осенним учениям. В то время я командовал легкопулеметным парашютным отрядом. По сравнению с тогдашними ручными пулеметами (ДП) современные значительно легче и короче. Судите сами: пулеметчик ростом в 160—180 см считался "мучеником" — у такого солдата, когда он надевал пулемет на плечо и готовился к прыжку, дульная часть ствола упиралась в землю, и он вечно цеплялся им за различные выступы в самолете. Но главное было не в этом. У винтовок и пулеметов выпуска 30-х годов дульная часть далеко отходила в воздухе от тела человека и всегда могла служить причиной зацепки строп или кромки купола при раскрытии парашюта. Отделяться от самолета нужно было очень аккуратно. Несмотря на то, что ростом меня "бог не обидел", и я "поймал" стволом пулемета кромку парашюта и вот при каких обстоятельствах. В тридцатых годах у нас еще не было специального десантного снаряжения, винтовки и ручные пулеметы крепились на парашютисте обычными ружейными ремнями и парашютными стропами, но так, чтобы десантник перед приземлением мог перевести оружие в горизонтальное положение на запасный парашют. Если этот прием он не успевал сделать в воздухе, то рисковал при приземлении получить приличный удар прикладом по голове и "взбучку" от старшины за плохое отношение к оружию. Я уже прыгал с оружием и без оружия почти со всех точек отделения знаменитого в то время тяжелого бомбардировщика ТБ-3. В этот раз мне предстояло выполнить прыжок с ручным пулеметом с левого крыла самолета. Эта точка считалась самой тяжелой для отделения, так как предстояло выйти из самолета в дверь на правое крыло и, держась крепко за наружные поручни, двигаться вдоль фюзеляжа к моторам, затем, держась за веревку, взобраться на верхнюю часть фюзеляжа, потом осторожно опуститься на левое крыло и, держась за протянутую по крылу веревку, проползти и лечь на свое место. И все эти поистине цирковые номера делались на большой высоте при встречном потоке воздуха, усиливаемом моторами. Малейшая неосторожность могла стоить жизни парашютисту. ...Когда сейчас подходишь к широко открытому люку транспортного самолета, то ветер не хлещет тебя по глазам, не нужно до боли в пальцах держаться за поручни. И невольно думается: а ведь какими все же смелыми парнями мы были! Сидят теперь десантники в свободных кабинах транспортных самолетов и каждый имеет свое персональное, можно сказать, плацкартное место и даже улыбается от удовольствия. Правда, не у всех бывает красивая улыбка. В такой кабине инструктору хорошо наблюдать за парашютистами, он может подойти к любому, кому что-то поправить, кого словом подбодрить. В кабине самолета тепло, уютно... и не дует! А нас располагали в ТБ-3 с большим трудом. Особенно тяжело было забраться в крылья самолета за бензобаками. Попадали туда только по-пластунски и в темноте. Пока лежишь, чего только не передумаешь, соседей своих почти не видишь, все гремит, кругом сквозняк гуляет, а если полет длительный, то бензиновых паров так нахватаешься, что потом неделю чихаешь и боишься закурить. Каждый ждет не дождется, когда же прыгать будет. Итак, я благополучно добрался до левого крыла. Улегся набок, прижался в гофрированной поверхности и все внимание сосредоточил на кабине штурмана. Сигнал "Пошел" подавал красным флажком штурман из своей кабины, а так как она у него была, как и у летчиков, прикрыта только ветровым козырьком, то он становился спиной к ветру во весь рост и показывал нам одной рукой флажок, а второй, в зависимости от того, как мы прыгали, то кулак, то большой палец. Но нам уже после красного флажка было все равно, какие он нам сигналы "выкладывал" — мы их не наблюдали. Еще на предпрыжковой подготовке наш инструктор Волков порекомендовал мне "пробежаться" по крылу до его конца, т.е. до консоли, а там прыгнуть, как с вышки в воду. Это лихо, красиво и на глазах у подчиненных! И вот, как только я заметил сигнал "Пошел", быстро подтянулся и, подскочив, как пружина, побежал по крылу. Но почти в одном шагу от консоли крыла поскользнулся, упал, на какой-то миг зацепился стволом пулемета за край крыла. Меня ударило, перевернуло, и я почувствовал, что падаю. Шелестел шелк — меня всего спеленала "мануфактура". Левая рука оказалась закрученной куполом и вывернутой за спину. В первые секунды положение показалось безнадежным. Ничего не вижу, но чувствую большую скорость падения. В голове почему-то начали мелькать воспоминания, которые к парашютному спорту имеют весьма далекое отношение: мать ждет на обед, как буду отдыхать в отпуске, школьный учитель и прочее. Но все это мелькало значительно быстрее, чем читается. Вся свободная часть парашюта, видимо, представляла сплошной шлейф, и по свисту в ушах и шелесту шелка можно было определить, что падение идет со скоростью 30—40 м в секунду. Воспоминаниями заниматься некогда. Правая рука и запасный парашют свободны, но затянуты снаружи полотном. Удалось нащупать привязанный стропой к "запаснику" кривой садовый нож, зубами открыл его и полоснул по туго натянутому полотну прямо перед собой. В образовавшуюся щель ворвался воздух. Ветром начало расправлять над головой полотнище купола. С трудом вырвал из плена левую руку. Обеими руками еще больше расширил отверстие, просунул в него голову, увидел свет и стремительно несущуюся на меня землю. Прижав головой край разорванного полотнища, рванул кольцо и с силой выбросил в образовавшуюся дырку купол запасного парашюта. И почти сразу же получил сильный удар по голове. Сознание постепенно возвращалось. Я сидел на лугу, завернутый, как мумия, в погребальные полотна, весь потный. Вначале мне было непонятно, почему я нахожусь в таком положении, откуда взялись люди, ведь я, кажется, только что завтракал? Но медленно все начало становиться на свое место, и я вспомнил детали "лихого прыжка". Приехали комбриг, врачи, дежурные, инструкторы, и каждый приступил к своему делу. У меня оказалась немного "помятой" голова, шла кровь. Инструкторы внимательно переходили от одного узла парашюта к другому, изучая причины "ЧП". Только комбат Левашов молча стоял в стороне от всех. Затем подошел — меня "в четыре руки" обрабатывали врачи — и сказал: — Знаешь, Лисов, а до земли оставалось метров семьдесят, когда над тобой запасник вспыхнул,— он наклонился, похлопал по груди и добавил: — Ничего, мы еще попрыгаем! Уже в госпиталь пришел мой друг Саша Цвион. Он рассказал некоторые подробности. Нижняя кромка купола зацепилась за ствол пулемета, я стал беспорядочно падать и меня закрутило полотнищем, а удар на земле прикладом пулемета я получил "по науке", поскольку не перевел оружие в горизонтальное положение. Ружейный ремень лопнул, ствол пулемета погнулся. "Но старшины, — сказал мне Саша, улыбаясь, — бояться нечего. Я это дело лично с ним уже отрегулировал". Командир батальона на разборе прыжков сделал мне выговор за ненужное и ничем не оправданное лихачество. Попало мне и моему инструктору от комбата вполне заслуженно и запомнилось на всю жизнь. "Никогда, ни при каких обстоятельствах не теряться!" — вот девиз советских парашютистов. Думай не только о себе, но и о своих товарищах и при необходимости смело иди им на помощь даже в воздухе. Так и поступил начальник парашютно-десантноЙ службы батальона старший лейтенант Василий Нехорошев, с которым мне пришлось вместе служить. Мы совершали групповые тренировочные прыжки с оружием с одиночных самолетов. Выпрыгнув с первого корабля, я с дежурным командиром наблюдал на площадке приземления, как отделяются парашютисты от самолета, как действуют в воздухе и приземляются. Все недостатки в работе десантников записывал в блокнот - эти пометки нужны были не только для разбора проведенных прыжков с личным составом, но и для обучения в будущем. Над площадкой приземления с равными промежутками времени один за другим проходили ТБ-3 и в считанные секунды освобождались от десантников. Каждый раз, как только самолет заходил на боевой курс, я внимательно смотрел в бинокль за их отделением и следил до раскрытия парашюта. Затем возвращался к первой группе выпрыгнувших и наблюдал, как они готовят оружие в положение для приземления. Все, казалось, шло хорошо. Последним прыгнул с небольшой задержкой старший лейтенант Нехорошев. Невольно залюбовался красиво падавшим человеком. Вдруг рядом стоявший офицер обратил мое внимание на десантника, прыгнувшего перед Нехорошевым,— что-то в его положении было ненормальным. В бинокль вижу, что он зацепился ногами и стволом винтовки за две или три стропы и снижается почти вертикально головой вниз. Скорость больше, чем обычно, так как купол парашюта перехлестнут стропой и имеет не совсем нормальную форму. Десантник пытается высвободить ноги из строп, но это ему никак не удается. Приземление в таком положении крайне опасно. Волнуюсь не меньше самого парашютиста. В бинокль хорошо видно, в каком безвыходном положении находится человек и как он мужественно борется в воздухе за жизнь. Что делать? Как помочь? Промедление действительно смерти подобно! И вот, когда казалось, что человек неминуемо погибнет, к нему неожиданно пришла помощь. Старший лейтенант Нехорошев, выпрыгнув последним, раскрыл парашют почти на уровне ранее оставивших самолет парашютистов и стал осматривать их купола. Заметив, что выше его идущий десантник запутался и барахтается в стропах, он тут же начинает скользить, приближаясь к парашютисту. Все на площадке приземления замерли, напряженно наблюдая за действиями смельчака. Вот, кажется, ему удалось схватить за стропы парашют товарища, но купол качнулся и Нехорошева отбросило а сторону. Еще одна попытка, и опять неудача, а высота, неумолимо уменьшается, уже до земли осталось метров двести. Однако Нехорошев продолжает бороться за жизнь товарища. Наконец, ему удается близко подойти к куполу парашюта и одним взмахом ножа перерезать две стропы. Ноги парашютиста были освобождены почти у самой земли, и он приземлился по всем правилам. Рядом с ним оказался и старший лейтенант Нехорошев. Мы все облегченно вздохнули и, забыв о соблюдении всякой служебной субординации, перегоняя друг друга, побежали поздравлять наших командиров. Парашютисты с бледными, но уже улыбающимися лицами поднялись и пошли мне навстречу. — Товарищ капитан! — начал было докладывать срывающимся от только что пережитого напряжения голосом Нехорошев, но я махнул рукой и крепко обнял обоих, поблагодарив за инициативу и смелость. Вечером к нам в батальон пришел командир части полковник Левашов и за проявленное мужество вручил старшему лейтенанту Нехорошеву именные часы. А вот еще один пример взаимной выручки десантников. Было чудесное солнечное утро. Легкий ветерок пробежал по полю и зашумел в кустарнике вблизи аэродрома. Ровными рядами разложены парашюты, около них десантники наблюдают за выруливанием и взлетом истребителя. Самолет немного пробежал по взлетной полосе, легко оторвался от земли и ушел в освещенное солнцем голубое небо. Он быстро набирал высоту, становясь все меньше и меньше, и вскоре стал совсем невидимым, только мотор гудел еще где-то в высоте. — Высоко пошел, — проговорил командир взвода Василий Зайцев, все время наблюдавший за самолетом, и мечтательно добавил, обращаясь ко мне: — Вот прыгнуть бы с такой высоты с задержкой, товарищ капитан! — Боюсь, что вместо десяти тысяч пролетишь метров триста и не выдержишь — выдернешь кольцо. И болтаться тебе в воздухе до самого обеда. Задача пока гораздо проще, но не менее сложная: прыгнуть с турели и не попасть на хвост, — ответил я ему. Настроение у людей было приподнятым, даже веселым. Никто не чувствовал и признаков страха. Мы заняли места в самолете. На этот раз мне предстояло освоить новую точку отделения — бомболюк. Это была не особенно приятная точка: находиться в полете приходилось в почти темных крыльевых отсеках, за бензобаками. Воздушный корабль, мощно взревев четырьмя моторами, тяжело оторвался от земли. Зайцев видел, как внизу медленно ползла земля, и был уверен, что прыгнет и на этот раз так же благополучно, как прыгал уже девять раз. По команде "Приготовиться" он вместе с семью парашютистами вылез через турельный вырез в фюзеляже и сел четвертым с правого борта самолета, уцепившись левой рукой за турельные дужки и свесив ноги за борт. Инструктор парашютно-десантной подготовки старший лейтенант В.Веселов, по характеру вполне отвечающий своей фамилии, в воздухе был строгим и требовательным командиром. Он улыбнулся, увидев спокойное лицо Зайцева. Но Зайцева тревожило одно обстоятельство: он впервые прыгал с турели самолета ТБ-3. Из рассказов бывалых парашютистов он знал, что это сложный прыжок, нужно быть внимательным и осторожным. Приспособленные к десантированию бомбардировщики были, конечно, далеки от совершенства. Успешное выполнение прыжков зависело в первую очередь от выдержки, хладнокровия и мастерства людей. Случаи преждевременного раскрытия парашюта, зависания его на хвосте самолета были не таким уж редким явлением. Воздушный корабль стал приближаться к цели. Заметно возросло напряжение парашютистов. И вот красный флажок — долгожданный сигнал "Пошел". С крыльев самолета и турели начали отделяться десантники. Сосед Зайцева слева, отваливаясь от борта, как-то неудачно повернулся и вместе с собой столкнул и его. Зайцев, пытаясь на секунду задержаться на самолете, не заметил, как потянул кольцо, и, падая, еще у борта увидел полотнище перед глазами и тут же почувствовал сильный рывок. Выпавший из ранца купол парашюта мгновенно подхваченный встречным потоком воздуха, оказался на стабилизаторе самолета. — Человек на стабилизаторе! — крикнули десантники, наблюдавшие с земли за самолетом. Они знали, что это значит. Парашютист мог быть уже убитым от удара о стабилизатор. Но если он жив, то, растерявшись, может выдернуть кольцо запасного парашюта, и тогда гибель неминуема. Вместе с группой приближаясь к земле, я видел, как за хвостом самолета тащился парашют с человеком. Кто же это мог быть? На площадке приземления все замерли, с волнением наблюдая за самолетом, который делал уже третий круг. Положение парашютиста оказалось исключительно сложным. Правая рука запуталась в стропах. Он пытался левой рукой подтянуться и освободить саднящую от боли правую руку, но это ему не удавалось. Воспользоваться ножом, чтобы обрезать стропы, он не смог: ножа почему-то не оказалось под резинкой запасного парашюта. Старший лейтенант Веселов, заметив парашютиста, висевшего под хвостом самолета, выбрался на турель и увидел, что Зайцев сам не сможет освободиться от зацепившегося за стабилизатор парашюта. Веселов вернулся обратно, раскрыл свой парашют, зацепил вершину купола за турельную скобу и через второй турельный люк, расположенный ближе к хвосту, вновь выбрался наружу и, постепенно, отпуская стропы, пополз по фюзеляжу к хвосту самолета, ежесекундно рискуя сорваться. Старший лейтенант жестом предупредил Зайцева, чтобы он внимательно следил за ним, и, перейдя с фюзеляжа на хвост самолета, быстро перерезал стропы ножом. Пролетев камнем несколько секунд, Зайцев освободил правую руку от болтавшихся строп и рванул кольцо запасного парашюта. Покачиваясь под его куполом, он медленно стал опускаться на землю. Вечером я встретил Веселова и Зайцева. Они о чем-то оживленно говорили. Зайцев с перевязанной рукой весело улыбался. Заметив, что я рассматриваю забинтованную руку, он смутился и, немного запинаясь, сказал "Ничего, товарищ капитан, через день-два опять буду прыгать".

BIG-MAX: http://www.rkka.ru/ibibl1.htm рекомендую интересное чтиво

BIG-MAX: Гвардейские воздушно-десантные дивизии в великую отечественную Дивизия Почетное наименование База формирования Дата формирования 1 гв. вдд Звенигородско-Бухарестская 1 и 4 вдк 08.12.1942 2 гв. вдд Проскуровская 7 вдк 08.12.1942 3 гв. вдд Уманская 8 вдк 08.12.1942 4 гв. вдд Овручская 1 вдк 08.12.1942 5 гв. вдд Звенигородская 9 вдк и 4 мвдбр 08.12.1942 6 гв. вдд Кременчугско-Знаменская 6 вдк 08.12.1942 7 гв. вдд Черкасская 5 вдк 08.12.1942 8 гв. вдд см. 107 гв.сд 10 вдк 08.12.1942 9 гв. вдд Полтавская 204, 211 вдбр и 1 мвдбр 08.12.1942 10 гв. вдд Криворожская 3, 4 мвдбр 08.12.1942 11 гв. вдд см 104 гв.сд 23.12.1943 12 гв. вдд см. 105 гв.сд 23.12.1943 13 гв. вдд см. 98 гв.сд 18, 19, 20 гв.вдбр 20.12.1943 14 гв. вдд см. 99 гв.сд 6, 13 и 15 гв.вдбр 23.12.1943 15 гв. вдд см. 100 гв.сд 9, 10 и 12 гв.вдбр 11.1943 16 гв. вдд см. 106 гв.сд 23.12.1943 98 гв. вдд 98 гв. сд 99 гв. вдд 99 гв. сд 100 гв. вдд 100 гв. сд

Ивваныч: А где же моя 76-я Гвардейская Черниговская ВДД, дислоцирующаяся во Пскове?

BIG-MAX: не знаю может была под другим номером

mikola: Не часто такое увидишь- ГСС и 3 БКЗ... бес слов

Ивваныч: mikola пишет: бес слов Еще и дедушка Ленин!

GK+: Кравцова (Меклин) Наталья Федоровна Гвардейский 46-й полк ночных бомбардировщиков 4-й воздушной армии Снято перед парадом Победы. Июнь 1945. Здесь ей 23 года, в летной книжке у нее 980 боевых вылетов... Оден Ленина, три ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны, орден Красной Звезды, орден "Знак Почета", 12 медалей После войны Н. Кравцова окончила Военный институт иностранных языков (1948-1953). Работала в информационном отделе Управления Генштаба Советской Армии переводчиком-референтом. Затем в Издательстве военно-технической литературы на иностранных языках переводчиком, редактором. В отставку вышла в звании майора. С 1972 года - член Союза писателей. Ею изданы повести: "От заката до рассвета", "Вернись из полета!", "Из-за парты - на войну", "За облаками - солнце", "Госпитальная палата", "На горящем самолете", а также очерки и рассказы. За сборник повестей "Вернись из полета!" была удостоена медали имени Фадеева. МОЛОДЕЦ!

mikola: спасибо за инфу...

AC: GK+ пишет: Кравцова (Меклин) Наталья Федоровна Молодца ! Ая только хотел спросить кто это прекрасная девушка!

GK+: AC пишет: кто это прекрасная девушка! Девушка действительно замечательная. Это же именно их немцы прозвали "Ночными ведьмами" Посмотри http://www.bestwriter.ru/fotoar.htm Там весь полк такой!

BIG-MAX: http://1939-1945.net/htm/000-019-001.shtml тоже чтиво

BIG-MAX: http://proreferat.ru/militarychair/16713?page=1 вдв в войну

mikola: еще немного женщин в форме...

Bychiko: mikola пишет: еще немного женщин в форме... люблю девушек в форме)

БУЦК:

GK+: Бегство фашистов из Новгорода. Кукрыниксы.

BIG-MAX: http://www.wf.weltkrieg.ru/main/ фото картины



полная версия страницы